Эволюция гитары

                                                В начале была лютня.    

 

Лютня — это струнный щипковый музыкальный инструмент с передвижными ладами сделанными лютнистом из сструн.

Сейчас трудно точно сказать из какой страны произошла лютня, но известно, что различные варианты лютни использовались с древнейших времён в Египте, Хеттском царстве, Греции, Риме, Болгарии, Китае, Киликии. 

Лютня была популярным инструментом в эпохах ренессанса и в барокко.

В эпоху ренессанса для лютни писали музыку композиторы: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано, Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугорай, Кшиштоф Клабон, семья Нейзидлеров, Фрэнсис Каттинг, Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас КампионЯкуб Полак;

В эпоху бароко для лютни писали музыку композиторы:  Иоганн Себастьян Бах,  Антонио ВивальдиСильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Алессандро Пиччинини, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут Робер де Визе, Дени ГотьеИоганн Иероним Капсбергер;

                                     Вытеснение лютни.

     

 В эпоху ренессанса появилась виуэла.

В XV веке на виуэле играли и смычком, но с XVI века стали использовать только щипковую технику. К тому времени, по форме  виуэла стала ближе к гитаре.

В основном виуэла была популярна в аристократической среде. К сожалению сохранившейся репертуар виуэлы не так богат, как лютневый, но не менее интересен.

Для виуэлы писали музыку композиторы: Луис де Милан, Луис де Нарваэс, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор, Мигель де Фуэнльяна;

 

В эпоху барокко появилась барочная гитара.

 

                                             Классическая гитара.

В XVIII веке появилась первая классическая гитара.            Главным её преимущество в тембр и диапазон — это и помогает музыканту на ней  органично исполнить музыку любого жанра.  

Большой вклад в развитие классическая гитары в конце XIX   века внёс композитор, исполнитель и педагог франсиско Таррега. Во времена Таррега не было официальной академической гитарной школы.                                                            

1862 году Таррега  начал учиться игре на гитаре у Хулиана Аркаса и параллельно, по настоянию отца — на фортепиано. в 1874 — поступить в Мадридскую консерваторию в классы фортепиано и композиции.

 Но сделать популярной и академизировать  классическую гитару в XX веке смог  Адерс Сеговия.                                           

Сначала Сеговия учился игре на гитаре у своих родственников, позже брал частные уроки. 

Многие современники Сеговия возмущались его резким и грубым звучанием — отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников. В отличие от них он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (сегодня техника Сеговия традиционна).

 

гитарные композиторы 18-19 века: Фернандо Сор, Дионисио Агуадо Гарсия, Маттео Каркасси, Наполеон Кост, Мауро Джулиани, Мертц Йохан Каспар, Фердинанд Карулли, Луиджи Ринальдо Леньяни, Франсиско Таррега-и-Эмше.

гитарные композиторы XX века: Лео Брауэр, Никита кошкин, Вила Лобос ,Анатолий Ольшанский, Федерико Торроба,  Эмилио Пухоль, Виктор Козлов, Ролан Диенс.

 

 

 

 

Читать далее «Эволюция гитары»